Краткий исторический очерк
православного Мукачевского
Свято-Николаевского монастыря

      На северной окраине города Мукачева Закарпатской области, на склоне горы Чернечьей, вершина которой покрыта вековым дубовым лесом, расположен Мукачевский православный Св.-Николаевский женский монастырь.
     Монастыри всегда были оплотом веры Христовой, центрами духовной культуры для населения края. Они способствовали распространению грамотности, в их стенах велись летописи и хронологии, переписывалась богослужебная и другая литература. Из монастырских стен вышло немало церковных и научных деятелей, писателей, которые оставили своему народу бесценное духовное наследие.
     Первые монастыри в крае появляются в IX веке, с того времени, когда святые Кирилл и Мефодий проповедовали в Моравии. Их проповедь и крещение приняли славяне населявшие юго-западные Карпаты, в 863 году. Достоверность факта обращения славян Карпатского региона в христианство святыми Кириллом и Мефодием подтверждается многими источниками. Так, протоигумен Мукачевского монастыря Иоаникий Базилович (1742-1821) в своем историческом исследовании "Краткие сведения об учреждениях Федора Корятовича" ("Brevis notitia fundationis Theodori Koriatovits", 1799) утверждает, что славяне, проживавшие на южных склонах Карпат, были непосредственно просвещены Христовой верой солунскими братьями в 863 году от Рождества Христова.
     История основания Мукачевского монастыря уходит своими корнями в XI столетие. Исторические документы утверждают, что в Х-ХI веках между Венгрией и Киевской Русью существовали тесные дружественные связи. Они прослеживаются в династических браках венгерских королей с княжнами Древнерусского государства. Так, например, племянник первого венгерского короля Иштвана (970-1038), будущий король Эндре (Андрей) воспитывался при дворе великого князя Ярослава Мудрого и был женат на его дочери Анастасии.
     Возвратившийся на родину и ставший в 1047 году королем Венгрии Эндре и его супруга Анастасия принесли из Киевской Руси культуру восточных славян и стремление к укреплению Православия среди населения славянских территорий Венгерского королевства.
     Король Эндре и Анастасия основали ряд православных монастырей - Вышеградский, Тормовский и другие. Пришедшие вместе с ними монахи из Киево-Печерского монастыря, как свидетельствует ряд источников, основали древний православный Мукачевский монастырь, выкопав на склоне горы пещеры, подобные киевским, и поселившись в них. С противоположной стороны горы Чернечьей, в двух километрах от монастыря, до сих пор сохранились остатки этих пещер с ходами-галереями, где обитали пустынножители.
     Недалеко от сохранившихся пещер и ныне существует целебный источник, который по преданию был выкопан монахами пещерной обители.

Князь Федор Корятович, один из основателей монастыря (старинная гравюра)


     До нашего времени дошло много исторических документов, подтверждающих значительное участие в создании и укреплении Мукачевского монастыря подольского православного князя Федора Корятовича. Как свидетельствует Мукачевская Летопись, князь Корятович прибыл из Подолии в Угорскую Русь в лето 1339 года к королю угорскому Каролю I, который принял его с радостью и отдал во владение доминию Мукачевскую со всеми окрестными селами и городами.
     Поселившись в Мукачевском замке, Федор Корятович значительно перестроил и укрепил его. Будучи ревностным православным христианином и постоянно заботясь об укреплении православной церкви, он строит православный монастырь на правом берегу реки Латорицы для переселения иноков из существующей пещерной обители.

Картина "Явление Ангела на реке Латорица князю Федору Корятовичу", написанная Архимандритом Василием (Прониным)


     Сохранилось предание о том, что князь Федор Корятович, обходя земли, где теперь находится монастырь, подвергся нападению большой змеи. Князь призвал на помощь святителя Христова Николая и был спасен. Получив такую скорую и благодатную помощь он пообещался возвести в честь святителя храм. Некоторое время спустя князь проходя вдоль реки Латорицы выбирал место для постройки храма внезапно увидел светлого ангела который стоя над рекой указывал на гору, которая в народе стала называться - Чернечьей. Здесь князь и построил деревянную церковь, а также небольшой корпус для монахов и дал монастырю 8 марта 1360 года грамоту, в которой закрепил за монастырем: две деревни - "Лавки" и "Бобовище" вместе со всеми повинностями, а также з гор называемых "Иваном" и "Лемчовкой (Ловачкой)" десятую часть виноградника, также з села "Оросвигова" и Мукачевского замка установил некоторые повинности. В грамоте указана территория самого монастыря, мельница и другие земельные угодья. ("История Православной Церкви на Закарпатье", автор архим. Василий Пронин).
     О том, что Чернечья гора была заселена иноками еще до Корятовича, свидетельствует Мукачевская Летопись (вернее, предисловие к Хронологии), найденная в архиве Мукачевского монастыря его игуменом Анатолием Кралицким и опубликованная в 1847 году.
     В даной Летописи приведена следующая запись: "... в честь и память Святителя Христова Николая положи храм сей (Корятович - авт.) и уведе вон иноков в лето 1360, дня 8 марта, Божиим о всех промышлением". Этой Летописью подтверждается вывод иноков из пещер и поселение их в наземных постройках монастыря.
     Первым игуменом, который упоминается в исторических документах заново отстроенного Мукачевского монастыря, был Лука. Период служения игумена Луки можно считать эпохой расцвета монастыря. С этого момента начинается ведение летописи и монастырь получает юридическое право на свои владения. Первым Мукачевским епископом, утвержденным грамотой от 31 июля 1491 года, был "местоблюститель Мукачевского монастыря" Иоанн. Во время войны между Габсбургами и семиградскими князьями в 1537 году Мукачевский монастырь был разрушен. Тогда и погибла большая часть монастырских документов и архивов. Возрождение монастыря проходило с 1538 по 1550 годы при епископе Василии I. В 1558 году Угорскую Русь, как тогда именовался наш край, посетили послы царя Иоанна Грозного, возвращавшиеся в Москву из Константинополя.
     Монастырь был резиденцией православного епископа, в нем велась хронология, переписывались богослужебные и поучительные книги. Обитель была прибежищем для паломников и путешествующих монахов. Мукачевский монастырь, будучи одновременно и резиденцией православного епископа, стал не только очагом духовного просвещения, но и церковно-административным центром, который объединял всех верующих края.

Первая каменная церковь монастыря, построенная в 1661 году православным епископом Иоаникием (Зейканом).
Старинная гравюра


     История обители до XVII века отмечена деяниями выдающихся иерархов, выступавших истинными поборниками чистоты Православия. Период с XVII по XVIII века ознаменован введением унии с Римом и гонением на Православие по всей территории исторического Закарпатья. Народ восстал против замены "старой веры", на его стороне выступала большая часть духовенства. Официальной датой принятия унии в крае является 1646 год. Тогда в Ужгородском замке собрались 63 священника, которыми было решено принять унию. (В те годы духовенство Мукачевской епархии насчитывало 600 человек, а приняло участие в собрании всего 63 священнослужителя).
     В период принятия унии православным епископом, жившим в монастыре, был Иоаникий (Зейкан, † 1684), который правил епархией 30 лет. Во времена епископа Иоаникия (Зейкана) его трудами в Мукачевском монастыре был построен первый каменный храм. Со времени провозглашения Ужгородской унии для Мукачевского монастыря и Православия в целом наступило смутное время. Монастырь переходит из рук в руки, несколько раз изгоняется и возвращается в монастырь епископ Иоаникий (Зейкан). Совместно с ним изгоняются и насельники монастыря. В 1664 году семиградская княгиня - католичка София Батори окончательно изгоняет епископа Иоаникия (Зейкана) из Мукачевского монастыря и передает обитель униатскому епископу Петру Парфению. Епископ Иоаникий покидает Мукачево и поселяется в Имстичеве, где строит монастырь.
     С того времени и до 1946 года монастырь находился в ведении католического монашеского ордена - Василиан. В 1946 году Мукачевский монастырь возвращен Православной церкви и, по благословению епископа Нестора, становится женской обителью. Первой настоятельницей монастыря была Игумения Параскева (Прокоп, † 1967), в схиме Нина, которая прибыла сюда вместе с монахинями из других закрытых монастырей Закарпатья.
     Около 50-ти лет духовно окормлял Мукачевскую обитель великий старец, духовник, ученый и выдающийся церковный деятель Архимандрит Василий (Пронин, † 1997). Архимандрит Василий оставил после себя множество церковных, исторических, археологических и научных трудов. Его работа по истории Мукачевской епархии (издана под названием: "История Православной Церкви на Закарпатье" в 2005 году), как и исследование позднего палеолита на Чернечьей горе, занимает достойное место в общей исторической науке. Обладая великим талантом, отец Василий в совершенстве знал 7 иностранных языков и еще в семи языках прекрасно ориентировался в чтении и переводах. В 1954 году Московской Духовной Академией отцу Василию была присвоена ученая степень кандидата богословских наук. Но в первую очередь он был смиренным и кротким монахом-молитвенником.
     В монастыре находится много чтимых Святынь. Среди них Икона Божией Матери, Скоропослушница, Иверская Икона Божией Матери, привезенная из святой горы Афон, и рака с частью мощей Преподобного Моисея Угрина, а также имеется множество частиць святых мощей угодников божиих.

История Православной Церкви на Закарпатье


       На времена Святого Владимира, Великого князя Киевского, приходится житие и подвиги Преподобного Моисея Угрина († 1043). О его житии рассказывается в Киевском Патерике. Есть данные о Преподобном и в Прологе Мукачевской Летописи. Из указанных источников следует, что Преподобный Моисей Угрин происходит из Угорской Руси. По одной из версий Моисей Угрин прибыл в Киев вместе со "священниками, которых пригласил туда Святой князь Владимир, для проповеди и укрепления Церкви Христовой. Будучи облечен Афонским монахом в иноческий образ, всю жизнь Преподобный Моисей Угрин отдает служению Богу, поселившись среди монахов Киево-Печерского монастыря. Скончался он в 1043 году. Святой Антоний Печерский, который был одним из основателей монастыря, преставился в 1073 году. Следовательно, Преподобный Моисей Угрин был первым Преподобным Киевских пещер, где его нетленные мощи почивают и поныне.
       В 1996 году архиепископом Мукачевско-Ужгородской епархии Евфимием часть нетленных мощей Преподобного Моисея Угрина перенесена на историческую родину, из которой он и его братья Ефрем и Георгий совершили исход в XI веке. Как уже упоминалось, мощи помещены в Церкви Св.-Николаевского Мукачевского монастыря.
       В настоящее время в монастыре проживает 85 сестер, управляет обителью Настоятельница Игумения Епистимия (Щербан).
       Мукачевский Св.-Николаевский монастырь из глубины веков до дней нынешних всегда нес и несет свою спасительную миссию, свидетельствуя миру о непоколебимых Евангельских истинах, указывая всем приходящим истинный путь ко спасению.


| ЗАГЛАВИЕ | + | ИСТОРИЯ | + | СВЯТЫНИ | + | ФОТО-ГАЛЕРЕЯ | + | БИБЛИОТЕКА | + | ИКОНЫ |


Hosted by uCoz